Лента новостей

Какой монитор выбрать фотографу: 6 характеристик

Тенденции
Характеристики монитора важны для фотографа, так же как и характеристики камеры. Портретный и семейный фотограф Андрей Спрогис рассказывает, как выбрать монитор с качественной цветопередачей, на какие параметры стоит обратить внимание.

Фотограф Андрей Спрогис

Для начала хочется отметить, что цвет – понятие субъективное. На его восприятие влияет огромное количество факторов, даже таких как яркость помещения, в котором находится монитор, цвет стен (отражаемый свет), уникальное строение глаз человека и то, что даже к цветопередаче монитора «низкого качества» наши глаза будут подстраиваться по мере работы с ним. Не раз я попадал в ситуацию, когда при обработке фотографии забывал, что на мониторе включен режим night-shift (приглушение синей засветки и добавление жёлтых цветов), и в результате получал искаженную картинку. Поэтому максимально объективных критериев идеального дисплея для фотографа не существует.

При выборе монитора фотограф должен ответить для себя на следующий вопрос: какие задачи я буду за ним решать? 
  • Если у фотографа основной источник заработка – это профессиональная студийная съемка с последующей печатью своих работ для журналов, фотокниг, брендов и прочей коммерции, то это один набор критериев.
  • Если фотография – больше хобби и нет нужды в погоне за «эталонным» цветом кожи модели, то можно остановиться на более бюджетных вариантах, которые тоже отлично справятся с задачей.

Источник изображения Unsplash

Характеристики монитора, которые важны для фотографов


Как портретный фотограф, я для себя при выборе монитора отмечал следующие параметры (в порядке приоритетов):

  1. Цветовой охват монитора – для подавляющего большинства людей считается достаточным охват более 93-95% sRGB. Мониторы с меньшим процентом дают блёклое, ненасыщенное изображение. Не стоит переплачивать за более широкий охват Adobe RGB если ваша работа не связана с печатью больших форматов.
  2. Пропорции экрана – большинство современных матриц фотоаппарата имеют соотношение сторон 3:2 – это значительно выше привычных на большинстве устройств пропорций 16:9. Таким образом фотографии на мониторе будут занимать 100% площади экрана, что упрощает последующую обработку фотографий.
  3. Тип матрицы монитора – влияет на контрастность изображения, его яркость и углы обзора. На текущий момент оптимальным выбором для фотографа считается матрица типа IPS, где одни из лучших показателей по цветопередаче, цветовому охвату и углу обзора. Но немного уступают TN, VA по контрастности и времени отклика – более важные критерии для компьютерных игр.
  4. Тип подсветки и мерцание экрана – на более бюджетных моделях обычно экономят и ставят самые дешевые варианты LED подсветки без технологии Flicker-Free (защита от мерцания). При продолжительной работе с таким монитором очень утомляются глаза, что негативно сказывается на здоровье в целом.
  5. Заводская калибровка монитора – традиционно считается, что у техники Apple (дисплеи с пометкой *Retina display) самый выверенный подход в части заводской калибровки цветов. Фотограф точно не будет разочарован при работе за таким устройством.
  6. Цена – чем дешевле модели, тем больше компромиссов будет по пунктам выше. Если не обращать на них внимания, то при последующей печати фотографий можно столкнуться с проблемой, что ваш клиент увидит на своем устройстве или на принте совершенно другой кадр, нежели вы видели у себя на экране. А это может попросту испортить впечатление от прошедшей съемки. 

Для себя я остановился на HUAWEI MateView 28.2 как на оптимальном соотношении всех характеристик.

Источник изображения Unsplash

О сертификации экранов Pantone Validated


Для меня это больше маркетинговая уловка, нежели «гарантия» корректной цветопередачи. Все мы знаем, что Pantone – это уже конгломерат, занявший нишу в моде и дизайне, в первую очередь отвечающий за «цвет года».

Раньше у них продавались бумажные альбомы с перечнем цветов, помогающим дизайнерам определить однозначно цветовой оттенок в их работе. Однако если взять эти альбомы сейчас, то они с большой долей вероятности уже выцвели и не прошли испытания временем. Потом они делали пластиковые карточки и продавали их за большие деньги. Сейчас они поссорились с Adobe (раньше была полноценная интеграция в Adobe Cloud цветовой палетки от Pantone) и за цвета Pantone нужно доплачивать на ежемесячной основе.

Соответственно аналогичная история будет и с мониторами. По сути это дополнительный шильдик, который отвечает, что монитор был на заводе откалиброван и сверен по методичке от Pantone (производитель доплачивает за нее), но совершенно не гарантирует, что в нем будут эталонные цвета. Даже если несколько мониторов со значком Pantone Validated поставить рядом – у них будет разная цветопередача.

Поэтому я считаю, что не нужно вестись на маркетинг в этой части и лучше доверять независимым техническим экспертам, которые зарекомендовали себя в части обзора на экраны и мониторы.

Калибровка монитора под типографию


Если фотограф создает фотографии для дальнейшей печати, например, в фотокнигах, выпускных альбомах, то рекомендую сделать калибровку экрана по эталонному отпечатку. Его можно заказать в типографии, в которой предполагается печать. Лучше всего калибровать устройство у профессионала, но можно и самостоятельно.

Более подробно о калибровке монитора под типографию можно узнать в этом видео: