![](https://static.tildacdn.com/tild3533-3335-4662-a632-376266633031/IMG_0689.jpg)
Групповые портреты и шапито-верстка
Самым заметным изменением в содержании альбомов с наступлением «нулевых» становится дополнительный разворот с групповыми портретами. Изначально их было немного, чтобы лица хорошо просматривались. Но кадры все еще очень формальны: учеников расставляли в ряд или два ряда на порожках и т.п.
![](https://static.tildacdn.com/tild3530-3663-4762-b137-376630663630/2003_9_07.jpeg)
С 2005 года разворот с групповыми портретами увеличивает количество фотографий. Чаще всего они хаотично налеплены друг на друга под разными углами. Поэтому рассматривать эти фото равноценно шейной гимнастике. Но характер снимков становится свободнее: ученики расслабленнее, могут дурачиться, предлагать свои компоновки в кадре.
![](https://static.tildacdn.com/tild3865-3439-4666-b538-636238663731/IMG_0685.jpg)
Развороты с индивидуальными портретами обрастают все большим количеством декора. Это добавляет хаоса в верстку. Примерно в 2009 году портреты избавляются от рамок. Многие фотографы делают обтравку и подставляют градиентный фон.
Также появляются цветные ламинированные обложки. Они привлекают внимание выпускников после красно-золотистого однообразия и быстро завоевывают рынок.
![](https://static.tildacdn.com/tild6133-6661-4933-a339-313639326661/MyCollages_6.jpg)
Отбор фотографий «до цифры»
Юрий Кулиш, фотограф, снимает в школах с 90-х, Краснодар
(Instagram, VK)
В нулевых появилась тенденция «А можно посмотреть и выбрать?» Поэтому стали печатать по 2-3 фото 10х15. Было обычным делом после двух дней интенсивных съемок приезжать с мешком пленок в лабораторию, видеть еще человек 5-7, ждущих проявку пленки. Это был пленочный век. Тратили кучу времени: отснять, проявить, напечатать, забрать через пару дней, порезать пленку по 6 кадров, упаковать в сливер, подписать № кадра на обороте каждой фото, затем отвезти классному руководителю.
![](https://static.tildacdn.com/tild3364-3266-4038-b265-393561643032/IMG_1327.jpeg)
Родители еще не особо участвовали в процессе. Стопку фото оставляли на 2-3 дня, затем приезжали, забирали и только тогда начиналась постобработка (сканирование, оцифровка и т.д.). В то время фотографы знали друг друга, если не в лицо, то на слух, все делали дизайн и верстку у нескольких человек в городе, которые умели это и имели хорошее оборудование.
Выбор фото с появлением «цифры» на 90% стал происходить во время съемки. Это отнимает больше времени в процессе, но экономит в постобработке.
Съемки в студиях
Юрий Кулиш
В 10-х годах появилась тенденция снимать в студиях. Я приветствовал помощь родителей в организации таких съемок. Надо было привезти весь класс, кучу одежды (были альбомы, где 3-4 раза менялся имидж ученика, чаще ученицы).
![](https://static.tildacdn.com/tild3831-3933-4362-b137-376562323138/IMG_0691.jpg)
В то время снимали в классической студии. Примерно в 2015 году стали появляться интерьеры и про школу все забыли. Студия стала ключевой локацией. Снимали там по 3-4 часа, бывало по 2 класса в день.
![](https://static.tildacdn.com/tild6265-3535-4031-b638-303131313037/05.jpeg)
Постепенно, в малых количествах, начали снимать в школах, оставляя съемку в студиях, если альбом включал 3 фотосессии в течении года. А в последние 3 года съемка в школе стала трендом – это приятные изменения.
Валерия Громова, выпуск 2011, Ставрополь
Фотограф пришел в школу, показал альбомы. Но выбор был за родителями и классным руководителем. В итоге остановились на фотографе, который работал в своей студии. Нам назначили дату и время, когда нужно приехать на фотосессию. Вызывали группами по несколько человек, можно было менять наряды. Фотографировались минут по 30 каждый. Потом через время звонил фотограф и просил приехать отобрать кадры для ретуши. Делали это там же в студии, за компьютером. Тогда еще ничего не скидывали через интернет. Альбомы получили на выпускном вместе с аттестатом.
Дизайн альбомов
Расцвет хаоса деталей в альбомах пришелся на 10-15 года. Добавляли детские фото, адреса, цитаты, страницы для пожеланий, где на готовых альбомах писали ручкой.
![](https://static.tildacdn.com/tild6162-3764-4534-b332-363364613830/IMG_0692.jpg)
С 2015 года верстка становится более «чистой», декоративные элементы оправдывают себя. Совершенствование компьютерных программ тоже играет в этом роль. У фотографов появляется больше инструментов и возможностей в верстке и обработке материалов.
![](https://static.tildacdn.com/tild3538-3766-4034-b365-663061393434/IMG_0693.jpg)
Примерно в 2017 в тренды верстки выпускных альбомов выходит стильный минимализм, базовые цвета. Групповые портреты становятся оригинальнее, локации разнообразнее.
![](https://static.tildacdn.com/tild3333-6362-4536-b132-353166646131/DSC_0407.jpeg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3933-6464-4930-b434-623666306161/Books-506.jpeg)
Юрий Кулиш
Минимализм свойственен не только верстке, но и самим фотографиям. Есть даже условный шаблон: сидящие на парте ученики со школьной атрибутикой, задний фон – доска с объемными надписями или полки с книгами.
![](https://static.tildacdn.com/tild3338-6539-4161-b164-633261656566/20170331_0313_1400-9.jpeg)
Несмотря на то, что декора стало меньше, альбомы – толще. Примерное содержание выпускной книжки 2020 года: главный портрет, виньетка, разворот с коллажем групповых портретов, групповое фото в размер разворота.
![](https://static.tildacdn.com/tild3365-6333-4562-b430-663264613133/DSC_0468.jpeg)
Подробнее о трендах оформления альбомов в 2021, и какая мода нас ждет в ближайшие годы, читайте в следующем материале.