Лента новостей

Цвет в печати и на экране: как добиться максимального совпадения

Интересное
«Почему напечатанное фото или макет не соответствуют тому, что я вижу у себя на экране?» – спрашивал хотя бы раз каждый фотограф, который работает с печатной продукцией. Совместно с экспертом производства «Фабрики Фотокниги» мы разобрались, почему это происходит и как это минимизировать.

Почему цвет на мониторе отличается от цвета на печати?

Экраны излучают свет, а все физические поверхности, в том числе печать, отражают свет. Получается, что изначально цвет на экране и напечатанном изображении имеет разные физические характеристики. К этому добавляется и то, что наш глаз по-разному воспринимает излучаемый и отражаемый свет: первый всегда нам кажется более ярким. Это различие нужно просто принять и постараться свести к минимуму.

От чего зависит соответствие цветов на экране цветам на печати?

  • Настройка экрана и цветопрофилирование печатной машины
  • Цветовой профиль цифрового устройства и печатной машины
  • Качество чернил и бумаги, на которую наносится печать
  • Условия сопоставления изображений
  • Субъективное восприятие цвета

Как видите, не все параметры можно контролировать и выверить по какой-то общепринятой системе. С одной стороны о многом заботится типография «Фабрика Фотокниги»: все печатные машины калибруют с каждым новым рулоном, подстраивая под эталонную печать, на производство заказывают материалы лучшего качества. С другой стороны о некоторых пунктах должен позаботиться сам фотограф, о них мы поговорим ниже. С третьей стороны – все равно остается фактор индивидуального человеческого восприятия цвета. Но в наших силах сделать все возможное, чтобы свести различие в цветах к минимум.

Калибровка монитора – фундамент управления цветом

Если монитор не откалиброван, то использование цветового профиля не имеет смысла, при печати вы можете получить значительные несоответствия.

Калибровка будет неэффективна, если вы просто вызовете мастера, который откалибрует монитор без опоры на эталон конкретной типографии. Поэтому предварительно закажите печать эталона и уже по нему проведите настройку монитора. Более подробно об этом вы можете узнать в видео.

Калибровать монитор необходимо даже на устройствах с заводской калибровкой, так как с течением времени яркость ламп подсветки падает, цветные фильтры выцветают. Это происходит постепенно, поэтому глаз не замечает разницы. Специалисты рекомендуют калибровать монитор 1-2 раза в месяц, если вы занимаетесь профессиональной фотографией.

Цветовое пространство

Цвет мы воспринимаем субъективно: одна и та же роза для одного человека может быть красной, для другого – бордовой, для третьего – рубиновой. В печати такие разночтения необходимо сократить. Для этого есть компьютерные цветовые модели или цветовые пространства, в которых каждый цвет – это код. Моделей существует много, отличаются они принципами работы с цветом и системами кодирования. Цветовой профиль может использоваться только в программах поддерживающих управление цветом – Color Management. К ним относятся Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, ACDsee Pro и другие. Мы поговорим о самых востребованных у фотографов пространствах RGB и CMYK.

RGB – самый распространенный цветовой профиль для цифровых устройств. Он основан на смешении трех основных цветов: красного, зеленого, голубого. Все оттенки, которые вы видите на экране своего монитора, созданы путем смешения всего трёх цветов в разных пропорциях. У RGB есть два цветовых стандарта Standart RGB (sRGB) и Adobe RGB (aRGB).

sRGB – это международный стандарт, совместимый с большинством программных и аппаратных обеспечений: экраны, принтеры, цифровые камеры.

aRGB – альтернативный стандарт, который предлагает система Adobe. От sRGB он отличается большим диапазоном цветов, с его помощью можно добиваться более детальной проработки оттенков. Но для вывода этого цветового профиля с сохранением исходных оттенков требуется специализированное оборудование.

CMYK – цветовая модель для печати, основанная на смешении сине-зелёного (Cyan), пурпурного (Magenta), жёлтого (Yellow) и черного (Key – «ключевой» цвет). Все напечатанные оттенки создаются с помощью этих четырёх цветов. Оттеночные возможности этой модели ниже чем у RGB, например, яркие неоновые цвета в печати смотрятся гораздо тусклее.

Итак, мы видим, что цифровые устройства и печатные машины работают с цветом в разных цветовых пространствах – смешивают разные цвета. Поэтому, чтобы отследить цветовые ошибки и провалы, типографии рекомендуют перед печатью отсмотреть изображения в цветовом профиле конкретной печатной машины. Но перед отправкой изображений/макетов в печать профиль нужно отключить, потому что печатные машины автоматически конвертируют sRGB в CMYK. Скачать цветовые профили типографии «Фабрика Фотокниги» можно по ссылке.
Фото с профилем ProPhoto.icc (слева) в двух режимах преобразования – профиль sRGB конвертирован (в центре), профиль sRGB назначен (справа).

Назначение и конвертирование цветового профиля

На примере выше исходный цветовой профиль ProPhoto имеет широкий цветовой охват, у sRGB он значительно уже. При конвертации изображений идет пересчёт – цвет перекодируется в новую цветовую модель, но визуально остается каким и был. А при назначении профиля цветовое пространство автоматически масштабируется из широкого охвата в узкий и привычные цвета сдвигаются к серому.
Выводы:
  • Изображение на мониторе и на печати не может быть идентичным, так как носители изображения имеют разные физические свойства.
  • Путь фотографии: работаете в любом цветовом профиле, учитывая, что чем шире охват исходного профиля, тем сильнее будут изменения на печати; конвертируете его в sRGB; предварительно просматриваете в CMYK (лучше в цветовом профиле типографии по типу выбранной печати); отключаете профиль и отправляете в печать в sRGB.

Рекомендации, которые помогут вам избежать цветовых искажение в печати

Неоновые и кислотные цвета

Яркие цвета, которые находятся за пределом цветового охвата печатающего устройства, значительно искажаются по цветовому тону и яркости. Например, ядовитый зеленый или малиновый в печати становятся менее насыщенными.

Вывод: старайтесь не использовать оттенки одного цвета друг на друге, на печати есть риск, что они сольются.
Слева экранное отображение макета, справа – режим экранной цветопробы с профилем фотобумаги.

Серый цвет

Во всех видах печати серый цвет является самым нестабильным. При изменении условий печати (например, новый рулон бумаги, новая краска) серый цвет часто меняет оттенок. Для отдельной фотокниги это не критично, но для одновременного заказа 30 книг такое различие воспринимается как брак продукции. Например, вы напечатали заказ вот с такой обложкой (фото ниже), если спустя время вы закажите еще фотокниги с этой обложкой, то оттенок серого в этих партиях, скорее всего, будет отличаться.

Вывод: не разбивайте печать фотокниг для одного класса на несколько заказов. Особенно, если в фоне преобладает серый цвет.
Примечание: отдельные чб фото даже при незначительной тонировке любым оттенком, кроме зеленого и желтого являются нормой.

Заливка фона и фотопечать

В фотопечати на фотобумаге лучше воспроизводятся равномерные заливки любыми цветами. Исключение составляют серый, оливковый и «шоколадный» цвета. Градиентные растяжки в светлых тонах при jpg-сжатии дробятся на отдельные сектора и печатаются не как плавных градиент. Так же фотопечать чувствительна к любым периодическим элементам. Например, фактура ткани крупным планом в печати приводит к возникновению муара – крупные черные точки.

Вывод: не используйте ткань с крупной фактурой в качестве фона.

Фотокниги: обложка и блок

Цвет одинакового фона на обложке и в блоке может отличаться. Фактически эти части печатаются одновременно, но на разных печатных машинах и соединяются по готовности.

Вывод: если для вас такие отличия критичны, то делайте дизайн обложки и фона в блоке разными.

Цифровой шум на фото

Для стилизации фото под пленочный фотоаппарат к исходному фото иногда добавляют шум. Цифровой офсет – это и так печать точками (растрирование изображения в CMYK) и при добавлении шума качество отпечатка значительно снижается.

Допускается мягкий шум с крупным зернением, которое гораздо больше растровой точки. Желательно применять этот эффект только для крупных фото.

Вывод: не добавляйте искусственный шум, прогоняйте фотографии через «шумодав».
1. Исходник (без шума) 2. Шум сделан в camera raw и затем ослаблен до 60% 3. Шум в фотошопе, ослаблен до 30%

Многоцветные заливки до 20% CMYK

Однотонные нефактурные заливки, в которых одна и более красок (Cyan, Magenta, Yellow, Key) ниже 20% находятся в группе риска. На печати такой фон может быть неоднородным..

Вывод: проверяйте состав цвета в палитре цветов. Чтобы избежать брака печати, поднимите все оттенки выше 20% или добавьте фактуру (акварельная бумага, картон и подобное).

Проверьте эти нюансы в фотошопе перед сохранением макета

Печатная машина автоматически конвертирует sRGB в CMYK во время растрирования файлов. Такой метод накладывает свои ограничения. Хотя совмещение цветов во время печати высокое и черный текст печатается всеми цветами без изменений, проявляются все незначительные шумы и вкрапления на белом фоне. Причины таких шумов могут быть разными.
  • Сжатие джипег – при сильной компрессии вокруг контрастных элементов появляются ореолы.
  • Убрали фон за человеком в ФШ и остались незначительные пятна.
  • Наложение в макете с применением фильтров оставляет артефакты.

Эти артефакты видны при сильном затемнении исходного изображения: в кривых выставляем данные как на картинке ниже. В этих условиях все «невидимые» светлые элементы себя проявят.
Не забывайте проверять яркость теней по гистограмме и цветовому эталону. Более подробно о том, как расшифровывать гистограмму, можно узнать в этом видео.

Выводы

  • Изображение на мониторе и на печати не может быть идентичным, так как носители изображения имеют разные физические свойства.
  • Калибруйте монитор 1-2 раза в месяц.
  • Перед отправкой в печать просматривайте макеты в цветовом пространстве по типу печати.
  • Старайтесь не использовать оттенки одного цвета друг на друге, на печати есть риск, что они сольются.
  • Не разбивайте печать фотокниг для одного класса на несколько заказов. Особенно, если в фоне преобладает серый цвет.
  • Чтобы избежать муара, не используйте ткань с крупной фактурой в качестве фона.
  • Цвет одинакового фона на обложке и в блоке может отличаться. Если для вас это критично, делайте дизайн обложки и фона в блоке разными.
  • Не добавляйте искусственный шум, прогоняйте фотографии через «шумодав».
  • При однотонных нефактурных заливках проверяйте состав цвета в палитре цветов. Поднимайте все оттенки выше 20%
  • Проверяйте яркость теней и резкость по цветовому эталону.