Иногда кажется, что фотоиндустрия создана для того, чтобы зарабатывать деньги на фотографах, а не для фотографов: камеры, доп оборудование, студии, ПО, хранилища, курсы, макеты, плагины, сайт, маркетинг и т.д. Список можно продолжать еще долго. Хитрость заключается не в том, чтобы иметь деньги, которые можно тратить, но и в том, чтобы знать, на что их тратить, а на что не тратить. Подробно рассказываем об этом в статье.
Фотограф-новичок часто попадает в засаду, где из разных ресурсов ему твердят, что вы не сможете стать профессионалом, если не купите тот или иной продукт. И фотограф зарабатывает на него, потом еще на что-то, потом первое срочно требует обновления, так как вышла новая, более продвинутая версия. И так по кругу. В какой-то момент фотографу необходимо выйти из этой системы и объективно взглянуть на свои операционные расходы.
Фотограф-новичок часто попадает в засаду, где из разных ресурсов ему твердят, что вы не сможете стать профессионалом, если не купите тот или иной продукт. И фотограф зарабатывает на него, потом еще на что-то, потом первое срочно требует обновления, так как вышла новая, более продвинутая версия. И так по кругу. В какой-то момент фотографу необходимо выйти из этой системы и объективно взглянуть на свои операционные расходы.
Не тратьте деньги на камеры/«стёкла»
Конечно, чтобы работать профессиональным фотографом, вам понадобится фотоаппарат. Но тратить деньги на постоянное обновление камеры вряд ли имеет математический смысл. Возможно, будет интересно поиграть с новыми игрушками, но с точки зрения инвестиций, камера, вероятнее всего, будет убыточной. Оборудование должно своевременно окупать инвестиции в него. Как рассчитать амортизацию оборудования, читайте здесь.
Это нормально — не обновляться каждый раз, когда выходит новая камера с лучшими характеристиками. Ваши клиенты нанимают вас не за ваше оборудование. Они нанимают вас за ваши навыки. Если вы используете новейшую беззеркальную камеру с разрешением 800 МП или зеркальную камеру 10-летней давности с 45 МП, то при условии, что вторая преодолевает минимальный порог для того вида работы, который вы выполняете, тип инструмента не представляет интереса для клиентов. Их волнует, чтобы фотографии были сделаны хорошо и результат отвечал/превышал их потребности и ожидания.
Это нормально — не обновляться каждый раз, когда выходит новая камера с лучшими характеристиками. Ваши клиенты нанимают вас не за ваше оборудование. Они нанимают вас за ваши навыки. Если вы используете новейшую беззеркальную камеру с разрешением 800 МП или зеркальную камеру 10-летней давности с 45 МП, то при условии, что вторая преодолевает минимальный порог для того вида работы, который вы выполняете, тип инструмента не представляет интереса для клиентов. Их волнует, чтобы фотографии были сделаны хорошо и результат отвечал/превышал их потребности и ожидания.
Не тратьте деньги на обучения бездумно
Обучение – важная и необходимая статья расходов, так как оно улучшает ваши навыки. Но рынок изобилует курсами, мастер-классами, семинарами, вебинарами. В описании каждого вы увидите, что без этого обучения просто не сможете снимать и зарабатывать, что оно вам жизненно необходимо. Эти маркетинговые уловки подпитывают синдром самозванца: «Если я этого не умею/не знаю, я не профессионал и не могу поднимать цену/снимать лучше и т.д.». Но в какой-то момент вам необходимо остановиться и объективно оценить свою работу, свои навыки – действительно ли необходим очередной курс или вам это внушили.
Тратьте деньги на личные проекты
Может показаться нелогичным тратить деньги на что-то без конкретной исчисляемой финансовой отдачи от инвестиций. Когда вы делаете личный проект, вы по определению создаете что-то для себя, берете с клиента денег меньше, чем стоит услуга и т.п. В конечном итоге вы поделитесь результатами с потенциальными клиентами, и это принесет вам развитие и рост как художнику и как бизнесмену.
Личные проекты – это шанс выйти на новый сегмент аудитории. Например, вы снимаете свадьбы: прайс среднерыночный, съёмки стандартные. Вы организовываете фотопроект в необычной стилистике по всем трендам, нанимаете моделей или договариваетесь с реальной парой за большую скидку на съёмку, чтобы они согласились реализовать вашу идею. Вы выкладываете результаты на сайт, в соцсети, активно продвигаете его и повышаете чек на подобные креативные съёмки. К вам приходят более творческие клиенты, которым нравится такой стиль, они готовы платить за него больше, чем вы получали до этого. Это довольно упрощенная, но эффективная схема того, как личный проект, финансовую отдачу которого невозможно оценить, приносит вам рост и развитие.
Личные проекты — это самый важный маркетинговый инструмент, который у вас есть, поскольку они позволяют вам заявить миру, почему вы такие особенные: отстроиться от конкурентов, занять свою нишу на рынке, найти «своего» клиента.
Личные проекты – это шанс выйти на новый сегмент аудитории. Например, вы снимаете свадьбы: прайс среднерыночный, съёмки стандартные. Вы организовываете фотопроект в необычной стилистике по всем трендам, нанимаете моделей или договариваетесь с реальной парой за большую скидку на съёмку, чтобы они согласились реализовать вашу идею. Вы выкладываете результаты на сайт, в соцсети, активно продвигаете его и повышаете чек на подобные креативные съёмки. К вам приходят более творческие клиенты, которым нравится такой стиль, они готовы платить за него больше, чем вы получали до этого. Это довольно упрощенная, но эффективная схема того, как личный проект, финансовую отдачу которого невозможно оценить, приносит вам рост и развитие.
Личные проекты — это самый важный маркетинговый инструмент, который у вас есть, поскольку они позволяют вам заявить миру, почему вы такие особенные: отстроиться от конкурентов, занять свою нишу на рынке, найти «своего» клиента.
Вкладывайте деньги в дополнительное оборудование
Дополнительное оборудование – совсем другое дело в отличие от камеры. Возможно, вы не похвастаетесь в своих соцсетях покупкой нового си-стенда, но, скорее всего, он прослужит вам очень долго и переживет несколько камер в вашем арсенале. Рассеиватели, софтбоксы, вспышки и другие вещи, которые на самом деле определяют, насколько хорошо выглядит изображение (в отличие от камеры), могут прослужить вам вечность.
В арсенале необходимого оборудования для вашего вида съёмки с финансовой точки зрения лучше сосредоточиться на тех инструментах, которые будут служить вам в течение долгого времени. Это дает вам больше времени, чтобы окупить первоначальные инвестиции.
В арсенале необходимого оборудования для вашего вида съёмки с финансовой точки зрения лучше сосредоточиться на тех инструментах, которые будут служить вам в течение долгого времени. Это дает вам больше времени, чтобы окупить первоначальные инвестиции.
Развивайте маркетинг
Все ниши в фотографии имеют высокую конкуренцию. Чтобы развиваться в них, важно вкладывать ресурсы в маркетинг. Но инструменты маркетинга для каждой ниши будут отличаться из-за разных характеристик аудитории. Сколько денег и куда вы их потратите, будет зависеть от вашей бизнес-модели.
Например, вы бренд-фотограф, который работает в сегменте В2В. Вы работаете с небольшим набором конкретных креативщиков в рекламных агентствах и брендах. Для вас нет смысла размещать рекламу в социальных сетях, поскольку ваши клиенты «проживают» не там. Но вам необходимо развивать свой сайт, нетворкинг, проводить оффлайн-встречи с клиентами, участвовать в фотоконкурсах.
Другое дело, если вы семейный или нью-борн фотограф, ваша целевая аудитория «живет» в соцсетях (можно исследовать в какой соцсети её больше). Вам имеет смысл вкладываться в продвижение соцсетей, сотрудничество с инфлюенсерами, рекламу у блогеров.
У большинства профессионалов есть страх упустить выгоду. Фотографы хотят быть замеченными при любой удобной возможности. Но продвигаться нужно с помощью тех инструментов, которые положат начало значимым отношениям с потенциальным клиентом.
В рынке, который создан, чтобы забрать у вас деньги, трудно отделить реальные потребности и финансовый потенциал от того, что бессмысленно съедает ваши ресурсы. Вам нужно инвестировать в проекты, которые отражают вас и отстраивают от конкурентов. Затем вам нужно потратиться на то, чтобы потенциальные клиенты увидели эту работу и получили возможность примерить на себя сотрудничество с вами – маркетинг. Всё это часть долгосрочной инвестиционной стратегии, направленной на создание устойчивого бизнеса.
Например, вы бренд-фотограф, который работает в сегменте В2В. Вы работаете с небольшим набором конкретных креативщиков в рекламных агентствах и брендах. Для вас нет смысла размещать рекламу в социальных сетях, поскольку ваши клиенты «проживают» не там. Но вам необходимо развивать свой сайт, нетворкинг, проводить оффлайн-встречи с клиентами, участвовать в фотоконкурсах.
Другое дело, если вы семейный или нью-борн фотограф, ваша целевая аудитория «живет» в соцсетях (можно исследовать в какой соцсети её больше). Вам имеет смысл вкладываться в продвижение соцсетей, сотрудничество с инфлюенсерами, рекламу у блогеров.
У большинства профессионалов есть страх упустить выгоду. Фотографы хотят быть замеченными при любой удобной возможности. Но продвигаться нужно с помощью тех инструментов, которые положат начало значимым отношениям с потенциальным клиентом.
В рынке, который создан, чтобы забрать у вас деньги, трудно отделить реальные потребности и финансовый потенциал от того, что бессмысленно съедает ваши ресурсы. Вам нужно инвестировать в проекты, которые отражают вас и отстраивают от конкурентов. Затем вам нужно потратиться на то, чтобы потенциальные клиенты увидели эту работу и получили возможность примерить на себя сотрудничество с вами – маркетинг. Всё это часть долгосрочной инвестиционной стратегии, направленной на создание устойчивого бизнеса.