Лента новостей

Композитинг: групповой портрет с голливудской обложки

Съемка Владислав Патвари
В массовых групповых портретах с использованием студийного света осветить каждого участника съемки равномерно, предсказуемо и красиво крайне сложно. Трудностей добавляет и тот факт, что нужно следить за всеми участниками сразу: кто-то может моргнуть, перекрыть кого-то и прочие сложности, которые возникают при съемке больше одного человека. На помощь приходит композитинг – метод сшивки нескольких фотографий в одну таким образом, что никто не поймет, что было сделано несколько кадров. Мы попросили Владислава Патвари, основателя проекта «Современная школьная фотография», амбассадора типографии «Фабрика Фотокниги», поделиться секретами исполнения этого приема.


Одна из причин, почему я решил использовать способ композитинга в фотографии, – это выглядит дорого, все люди освещены одинаково хорошо, есть много предсказуемых (контролируемых) процессов. В интернете я не находил никакой информации на тему сшивки – скорее всего, плохо искал. Зато нашел много работ знаменитых фотографов, вот одна из них. И решил самостоятельно это постигать.

Энни Лейбовиц для Vanity Fair

Правила композитинга на этапе съемки


Композитинг – лишь один из способов съемки, который не отменяет подготовительного процесса. Нужно правильно расставить всех участников, как они должны быть расположены на итоговой фотографии. Кроме этого, прием накладывает ряд ограничений и правил, нарушив которые, ничего не выйдет, либо выйдет спустя несколько дней в фотошопе и то не факт.

  1. Камера не должна двигаться ни при каких условиях. Следовательно, наличие штатива обязательно, причем силового, который не будет прогибаться под давлением руки. Еще он должен уметь вращать камеру по трем осям. Я использую штатив Manfrotto. Даже не помню модель, они все хороши.
  2. Участники съемки также не должны двигаться. Если кто-то начнет серьезно двигаться: вертеть головой, менять позу, то правильно сшить картинку не получится. Будет конфликт и где-то один кадр обязательно будет наслаиваться на другой. Всех ребят, которых я снимаю, я всегда предупреждаю об этом. Если кто-то двигается, начинаю все сначала. Раза с третьего все становятся неподвижными.
  3. Свет должен падать под одинаковым углом. Это нужно для правильной и максимально неконфликтной светотени. Если на одном кадре свет будет светить слева, а на другом справа, то произойдет конфликт, исправлять который вы устанете в фотошопе.
  4. Заранее нужно понимать, сколько потребуется снять кадров с перестановками света. На каждую сцену нужно сразу понимать, сколько дублей и разных расстановок света нужно. На это влияет длина группы, насколько один ряд отдален от другого и тд. Главная задача – осветить каждого правильно. Чаще всего хватает 2-3 кадра. Надо понимать, что чем больше кадров, тем больше времени уйдет на склейку.
  5. Настройки камеры не должны меняться. Ни выдержка, ни светочувствительность, ни диафрагма – если что-то поменять, то снимаемые кадры обязательно будут отличаться друг от друга. Главная задача здесь – снять максимально похожие друг на друга фотографии.
  6. Нужно выбирать правильную технику. Чтобы осветить большую группу людей одним кадром, да так, чтобы отделить снимаемых от фона, необходим достаточно мощный источник света. Не надо также забывать, что диафрагма на групповых фотографиях закрывается, что заставляет повышать мощность источника. Я работаю с Godox AD600 – самая универсальная вспышка, её хватает почти на все условия освещенности. Еще нужен рассеиватель с большой площадью – у меня это зонт на 180см.
  7. Необходим ассистент. Поскольку человек не может быть неподвижным целую вечность, у него не будет времени на то, чтобы вы бегали от источника света к камере, чтобы переставить вспышку и снять кадр. Фотограф должен стоять за камерой и давать указания ассистенту по передвижению света. Это кратно ускорит весь процесс.
  8. Ретушь. Готовьтесь к долгой и не всегда приятной постобработке. Нужно в идеале знать Dodge&Burn, чтобы можно было менять и распределять светотень, как на человеке, так и в особенности на фоне.


Разбираем композитинг на примерах


Я разберу две своих фотографии: сезон 2021, где я использовал композитинг в первый раз, и сезон 2022.

Сезон 2021



Здесь я допустил сразу несколько фатальных ошибок:

  1. Угол света падал с разных сторон, из-за чего у каждой отдельно освещенной группы разный угол падения теней.
  2. Ребята двигались между собой, в последствии чего мне нужно было дорисовывать фон вручную.
  3. На тот момент у меня не было AD600 и была только AD200 в купе с AD100 – пришлось соединять эти вспышки на одном зонте – но мощности все равно было мало. Это прослеживается по третьему ряду ребят. Даже высветление в фш не помогло.
  4. Композиционная ошибка, которая не относится к композитингу – разметил парня-баскетболиста ближе к камере, чем остальных, из-за чего он выглядит значительно крупнее.






Сезон 2022



Тут я уже провел работу над ошибками и учел все нюансы и сложности прошлой фотографии. На этот раз ребята были неподвижны настолько, насколько это возможно. Свет падал под одинаковым углом, а девочка на кольце была уже не на переднем плане, а на заднем. И у меня появилась AD600. Тут также было снято пять кадров, но все они были осознаннее. Примечательно, что на этой фотографии ровно 30 человек, а на прошлой 48, но куда масштабнее и больше выглядит та, где 30 человек. На это повлияли расстановка и общая площадь, которую занимают люди на фотографии. Еще очень важно избегать бликов от стен – с ними будет сложно бороться, но если бликов не избежать, то нужно стараться свести их к минимуму.






Композитинг: постобработка


1. Черновая склейка мягкой кистью в фотошопе. Тут главное не мельчить и брать большой размер кисти.

2. Исправление ошибок чернового монтажа. Очень важно работать именно на масках и только на копиях слоев, чтобы в случае чего можно было откатится назад без вреда для всего проекта.

3. Черновой Dodge&Burn фона.

4. Цветокоррекция и чистовой Dodge&Burn, чистка фона.

5. Ретушь лиц и финальная цветокоррекция.


Выводы

Композитинг – очень «дорогая» техника, которая требует определенной подготовки, как технической, так и практической. Важно понимать, где этот способ применять стоит, а где нет. Очень много факторов нужно просчитать и продумать заранее. Также нужно понимать, что чем больше времени ты проведешь за сшивкой, тем качественнее она будет сделана, но важно вовремя остановиться.


В этой фотографии я отлично обошелся и без композитинга. Я смог равномерно осветить всех – тут работал двухметровый студийный октабокс с 500Дж ProFoto на максимальной мощности. С компоузитингом картинка, если и стала бы лучше, то не настолько, сколько сил было бы на нее потрачено.

Все фотографии, использованные в статье, принадлежат автору – Владиславу Патвари.